Железнодорожные шпалы: Особенности, виды

Все современные наземные грузоперевозки так или иначе осуществляются благодаря разветвленным сетям железных дорог, которые способны перемещать на значительные расстояния десятки тысяч тонн груза. Одной из важнейших составляющих любого железнодорожного полотна являются шпалы.

Сферы применения

Такие конструкции являют собой брус крупного сечения, который размещается на балластный слой верхнего строения пути. Они способны принимать и передавать давление колес движущегося состава на основание. Разные виды шпал можно использовать и в других целях, например, они могут выступать в качестве плит, для постройки металлических мостов или же быть некими малогабаритными рамами, что находят свое применение в подземных тоннелях.

Разновидности

На сегодняшний день можно выделить три основных вида шпал: деревянные, железобетонные и стальные. С ассортиментом данных конструкций, а также другим оборудованием рекомендуем ознакомиться на сайте https://www.zaoportal.ru/categories/shpaly.

  • Деревянные шпалы.

На данный момент, они являются наиболее дешевыми и распространенными. При умеренной нагрузке деревянный брус прослужит от 15 до 25 лет, что является неплохим показателем. Для изготовления лучше всего подходят сосна, ель, кедр или береза. Деревянные шпалы имеют хорошую жесткость, а вместе с тем и упругость, легко поддаются обработке, что позволяет их использовать для расширения колеи в местах поворота железнодорожного полотна, разумеется, если радиус поворота не превышает 350 метров.

Основной недостаток конструкций этого типа – склонность к загниванию. Зачастую, оно начинается в местах стыковки с рельсами, из-за нарушения технологии укладки ж/д полотна. Поэтому появились так называемые деревянные шпалы с пропиткой, которые специально обрабатывают антисептическими растворами. От цены такого рода шпал зависит качество использованного раствора (наиболее долговечной и практичной считается пропитка на масляной основе).

  • Железобетонные шпалы

На замену изделиям из дерева еще в прошлом веке должны были прийти железобетонные конструкции. Они не поддаются гниению, им не страшны атмосферные осадки, имеют внушительный запас прочности. Также они могут быть повторно использованы на другом участке пути. Но высокая стоимость дополнительной прокладки, наличие которой требуют изделия данного типа, значительно ограничивает их применение.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: